02.12.2024
Консультация для родителей
«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в
условиях многонационального окружения»
Формирование толерантных отношений
дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких
вопросов, как становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их
взаимоотношений и общения; формирование толерантных отношений в условиях
многонационального коллектива воспитанников; знакомство детей с культурой
народов разных стран и расширение их знаний об окружающем мире.
Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком
социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического
развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем
мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве
стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав
человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и
ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание,
сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических
страданий.
Другим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к
самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции.
Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более
позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого
уровня самооценки у человека. Человек с высоким уровнем межэтнической
толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующегося
пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к
продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает
позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий
жизненный тонус.
Современный культурный человек - это образованный человек, обладающий чувством
самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить
подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе
сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды,
обычаи, привычки такими, какие они есть.
Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности
у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании.
Необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками
обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны,
им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой - у них
слаборазвитая произвольность поведения,
повышенная эмоциональность, импульсивность. Негативные проявления в поведении
дошкольников исследователи объясняют отсутствием социального опыта и
ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у них пассивности,
усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и
взаимодействовать с ними на основе согласия и включает в себя следующее:
·
способность
понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и
другие проявления человеческой индивидуальности;
·
гармония
между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными
группами;
·
уважение
к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
·
готовность
к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку,
убеждениям, обычаям и верованиям;
·
не
уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего, активное отношение,
формируемое на основе признания универсальных прав и основанных свобод
человека;
·
свобода
придерживаться своих убеждений и признания такого же права за другими; это
также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим;
·
гуманное
отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание
индивидуальности каждого человека.
Методы формирования толерантных отношений у участников педагогического процесса
современного дошкольного учреждения в условиях многонационального коллектива
воспитанников остаются малоизученными как в психологии, так и в дошкольной
педагогике.
Формирование
толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством
различных средств. Средство - прием, способ действий для достижения чего-либо
или справиться с чем-либо.
К средствам формирования толерантности можно отнести:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;
- проектная деятельность;
- произведения искусства и др.
Традиции, облаченные в форму привычек массового
характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей природе наделены
огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями
достижений прошлого». Традиции - это своеобразный способ накопления социального
опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не
переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо
поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в
эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только
тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и
личностную значимость.
Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют
эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на
уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою
этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д.
В настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять
развитию культуры межнациональных отношений у дошкольников, следовательно,
необходима межэтническая толерантность, то есть принятие внутренней установки
личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических
групп, готовность к межэтническим контактам. Межэтническая толерантность
считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как
направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для
конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.
Формирование межэтнической толерантности - длительный и сложный процесс,
начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс
идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и
образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как
главный общественный институт, созданный для формирования и социализации
личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и
норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его
семьей, с его ближайшим окружением.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная
отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что
позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в
сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.
То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от
присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в
ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит
понимать, поддерживать, верить.
В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и
изменение методов и приемов воспитания. Необходимо делать так, чтобы ребенок
участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным,
получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать
удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.
При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:
никогда не наказывать детей, не сравнивать друг с другом, не выставлять на
позор, не укорять, не жаловаться на них родителям, не надзирать за ними, не
оскорблять, хвалить от души, договариваться, находить общее мнение, прощать
искренне.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет
ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на
собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится
«над ребенком». Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился
уважать и ценить себя.